Два подхода к созданию кабельной системы
Соединение компьютерного оборудования
описанного выше набора в сеть, по крайней мере на бумаге, обычно не вызывает
трудностей в силу логической простоты традиционно применяемой звездной*
топологии. Поэтому, минимизируя затраты, многие фирмы осуществляют прокладку
сети силами своих специалистов, как правило, не искушенных в нюансах монтажа
кабельных систем. Не искушенных не потому, что они плохие специалисты, а потому,
что это не их основное занятие.
* Топология "звезда" предполагает радиальное соединение
центрального и периферийных устройств.
Делается это примерно так. В районе
географического центра офиса устанавливается концентратор на необходимое
количество портов*. От него прокладываются линии к рабочим станциям. В некоторых
случаях не устанавливаются настенные розетки, а провод от концентратора
непосредственно подключается к сетевой карте компьютера. На этом прокладка
локальной сети заканчивается. В лучшем случае кабель укладывается в короба, в
худшем – кабель прокладывается вдоль стен или крепится подручными средствами к
плинтусу и становится "легкой добычей" для ног сотрудников, ножек стульев и
швабры уборщицы.
* Концентратор может иметь 8, 16 или 24 порта.
Следует дополнительно отметить несколько
вариантов организации ЛВС офиса: с двумя концентраторами, устанавливаемыми в
разных помещениях или на разных этажах; сопряжения существующей сети на
коаксиальном кабеле с сетью на витой паре с целью наращивания числа
пользователей и т.д. Рассматривать подробно эти варианты не имеет смысла, т.к.
они создаются по одному сценарию, о котором мы уже говорили.
Телефонная связь для офиса не менее важна, чем
ЛВС. Каким образом обычно производится прокладка телефонных линий? Для этого
приглашаются телефонисты, которые прокладывают свои линии связи. И ваш офис
начинает расцветать обилием "лапши"* на стенах. С целью экономии телефонные
линии прокладываются только в те места, где сегодня должны стоять телефоны. Чаще
всего этап прокладки телефонных линий предшествует прокладке кабелей локальной
сети. В этом и состоит своеобразная ловушка для лица, принимающего решение о
том, как организовать ЛВС своего офиса. Зачем тратиться на дополнительное
оборудование и структурировать кабельную систему, если телефоны уже работают?
Что это за дополнительное оборудование, будет сказано ниже.
* "Лапша" – жаргонное название телефонного провода,
напоминающего макаронное изделие.
Создавая таким образом кабельную структуру
своего офиса, мы не задумываемся, что будет завтра. А жизнь не стоит на месте.
Если ваш бизнес развивается, количество пользователей сети увеличивается, к тому
же они перемещаются с места на место, и перед вами опять встают вечные вопросы:
"С чего начать?" и "Что делать?" А придется или делать то, о чем мы уже
говорили, или переделывать все заново.
Как получить прогнозируемый результат
Рассмотрим рациональный подход и преимущества,
которые он сулит. Рациональный подход подразумевает стадию планирования
кабельной системы офиса с учетом требований и стандартов на структурированные
кабельные сети (СКС).
При планировании кабельной системы исходят из
следующих соображений: на каждом рабочем месте ЛВС должна устанавливаться одна
информационная и одна телефонная розетка; пара таких розеток устанавливается на
каждые 6...10 м2 площади; активное сетевое (концентратор или
коммутатор) и пассивное кроссовое (патч-панели) оборудование сосредоточивается в
одном месте – коммутационном шкафу. Для уменьшения длины телефонных линий
внутренняя АТС располагается в шкафу или в непосредственной близости от него.
Такой подход дает ряд преимуществ по сравнению с традиционным.
Во-первых, нет
необходимости в прокладке телефонных линий отдельными кабелями. Это делается при
помощи того же кабеля, который используется для соединения компьютеров в сеть.
Секрет очень прост. Кабель UTP 5-й категории содержит 4 витые пары, из которых
две используются для передачи сигналов ЛВС, а две другие используются в качестве
телефонных. Налицо экономия средств за счет уменьшения количества кабеля и
стоимости работ по его прокладке.
Во-вторых, при
перемещениях пользователей внутри офиса нет необходимости в прокладке новых
телефонных линий, т.к. они изначально имеются на любом рабочем месте.
В-третьих, при
добавлении новых пользователей не нужно прокладывать новые кабели. Используя
одну незадействованную телефонную розетку, можно подключить дополнительного
пользователя к сети при помощи тех же неиспользуемых пар в кабеле. Если все же
новый кабель проложить необходимо, вы одновременно получаете и телефонную и
информационную линию. Оптимальным решением является некоторая избыточность
первоначально прокладываемых линий связи, т.к. прокладка дополнительных линий
обходится в два раза дороже.
В пользу такого подхода следует дополнительно
указать и на то, что ко вновь устанавливаем сетям в 70% случаев предъявляется
требование возможности работы на скорости 100 Мбит/с. Для реализации такой СКС
необходимо строго следовать рекомендациям стандартов, а прокладку кабеля
поручить опытным монтажникам, прошедшим специальную подготовку.
Технические решения, основанные на
структурировании кабельной системы и создающие удобства при эксплуатации, – не
самоцель, а потребность сегодняшнего дня. Вкладывая сегодня больше, завтра вы
тратите меньше. Жизненный цикл кабельной системы в несколько раз превышает
жизненный цикл компьютерного оборудования, которое каждые полтора-два года
приходится модернизировать. Правильно спроектированная кабельная система
обходится дешевле в эксплуатации, служит дольше, а главное – надежнее.
Рассмотрим роль и задачи упоминавшегося нами дополнительного оборудования,
которое обычно игнорируют в целях экономии.
Как выбрать дополнительное оборудование
Важное место в ЛВС офиса занимает
коммутационный шкаф. Собственно шкаф в работе ЛВС непосредственного участия не
принимает, но позволяет защитить активное и пассивное оборудование, которое в
него устанавливается, от шаловливых ручек любопытных сотрудников, пыли,
электромагнитных полей, изменения температуры и механических воздействий. Если
вас серьезно беспокоит безопасность информации, хранящейся на сервере, и вы
хотите ограничить доступ к нему посторонних лиц, то в запираемый шкаф
подходящего размера следует установить и сервер. Иногда такое решение является
единственно приемлемым, т.к. в небольшом офисе выделить специальную серверную
комнату не представляется возможным. Внутреннюю АТС также рационально разместить
в шкафу, по тем же соображениям. Размеры настенных и напольных шкафов приводятся
в units (сокращенно U), т.е. в количестве посадочных мест стандартного
19-дюймового оборудования, которое можно установить в шкаф. Посадочное место в
один U занимает по высоте около 45 мм. На нашем рынке предлагаются шкафы
размером от 6 U до 44 U.
Следующей на первый взгляд ненужной, но весьма
полезной деталью в кабельной системе офиса является патч-панель. По своей сути
это 19-дюймовая металлическая пластина, на которой размещаются гнезда RJ-11 или
RJ-45 для подключения соответственно телефонных или информационных линий.
Количество портов (гнезд) на патч-панели обычно 12 или 24, хотя встречаются
панели на 48 и даже 96 портов. Информационные и телефонные гнезда с тыльной
стороны панели напрямую соединяются с соответствующими настенными розетками при
помощи проложенного кабеля. С лицевой стороны посредством патч-корда (отрезка
кабеля длиной 1 м, на обоих концах которого установлены коннекторы RJ-11 или
RJ-45) к гнездам подключаются выходные линии внутренней АТС или порты
концентратора. Перемещение, например, телефонного абонента из одной комнаты в
другую производится в течение нескольких секунд переключением патч-корда на
патч-панели из одного гнезда в другое.
Для небольших сетей, о которых мы и говорим,
удобно применять 24-портовые наборные патч-панели, в которые можно устанавливать
в произвольном порядке как гнезда RJ-11, так и RJ-45. Это упрощает заделку
кабеля при монтаже и администрирование при эксплуатации. В шкафу такая панель
занимает посадочное место 1 U. Нельзя забывать и о возможности переезда офиса в
новое здание. В этом случае все установленные компоненты ЛВС могут
использоваться после демонтажа повторно (до 5...7 раз), а патч-панели
реорганизованы применительно к новым условиям.
Лучше и дешевле?
Обычно, когда принимается решение о покупке
оборудования, хочется приобрести либо самое хорошее, либо недорогое, а еще
лучше, если оба эти качества совмещаются в одном образце. Но так не бывает! Один
только перечень СКС, которые предлагаются различными фирмами, выглядит весьма
внушительно. И бывает трудно остановить свой выбор на чем-либо одном.
Приверженцы одних СКС находят недостатки в других, и наоборот. Мы не будем
сейчас вдаваться в рассмотрение технических тонкостей и различий той или иной
СКС – это тема отдельного разговора. Скажем только, что технические решения и
характеристики всех СКС отвечают мировым и европейским стандартам и любая из них
имеет право прописки в вашем офисе. Важен сам подход к созданию ЛВС, который
позволяет избежать многих неприятностей при эксплуатации. Технические же
подробности конкретной реализации оставим специалистам в области сетевой
интеграции.
Несомненно, что компоненты СКС, о которых мы
говорили, от brandname всегда дороже аналогичных nonename, изготовленных,
например, на Тайване. Можно существенно снизить стоимость оборудования, закупив
патч-панели и розетки такого происхождения, при этом сохранив общий подход к
построению сети. Однако если вы хотите получить стабильную сеть на 100 Мб/с, то
лучше обратиться к сертифицированному инсталлятору той или иной СКС. Если вы
примените компоненты от различных производителей, даже если эти компоненты имеют
маркировку CAT 5, то вас может ожидать разочарование. Кроме того,
сертифицированные фирмы дают обычно 15-летнюю гарантию на компоненты или на всю
кабельную систему от поставщика СКС. Интересно отметить тот факт, что далеко не
все заказчики офисных сетей требуют такую гарантию.
Для любого заказчика представляет интерес
долговременная работа с одним надежным поставщиком оборудования и услуг. На
отечественном рынке работают фирмы, которые предложат вам в комплексе все, что
необходимо для организации ЛВС и успешной дальнейшей работы: серверы, рабочие
станции, принтеры, модемы, лицензионное программное обеспечение, прокладку
кабеля, настройку сетевой ОС, ремонт, техническое обслуживание и модернизацию
компьютерного оборудования, обучение персонала и многое другое.
|